Включиться в жизнь!

sait rof8 

Все чаще мы слышим слово "инклюзия". И в этом, конечно, есть заслуга СМИ.

Включиться в жизнь
Все чаще можно услышать слово инклюзивный, то есть «включающий в себя». Например, инклюзивное образование - это подход в обучении, предполагающий, что все ученики, с особенностями здоровья, и без них, учатся вместе, а преподаватели оказывают индивидуальную поддержку каждому. Дети, ежедневно общаясь в классе со сверстниками с нарушениями развития, привыкают принимать и помогать, понимают, что они живут с нами рядом, а не существуют где-то обособленно за толстыми стенами. Также необходимо знать, что инклюзивное образование — это не только обучение детей-инвалидов, но и включение в учебный процесс всех детей с особыми образовательными потребностями, в том числе, например, детей мигрантов и беженцев, плохо говорящих на русском языке, а также особо одаренных детей.
Все чаще проводятся и инклюзивные игры, праздники, которые объединяют людей разных возможностей и учат их вместе преодолевать препятствия, достигать поставленных целей. В Бурятии инклюзивные мероприятия организовываются все чаще, и все больше людей принимают в них участие.
Сможет каждый
Нынешней зимой было много возможностей поучаствовать в самых разных соревнованиях и праздниках. Например, прошел республиканский спортивный фестиваль «Преодоление-2015», организованный совместно с Министерством спорта и молодежной политики РБ, РОФ "Общество без барьеров" и БРОО «Всероссийское общество инвалидов», в рамках которого прошли соревнования среди инвалидов – колясочников в паралимпийской игре «Бочча» и ряд других состязаний. Например, бочча – это спортивная игра с мячом на точность, одна из древнейших на земле, в последние годы активно развивается и в России.
Помимо взрослых, на фестивале повеселились и отдохнули со спортивным азартом ребята из инклюзивной школы № 4 и СКОШИ № 2 для детей с ментальными особенностями, а также семьи, посещающие службу ранней помощи "Солнышко".
Для них была придумана инклюзивная эстафета среди школьников и смешанная эстафета среди семей с особыми детьми-дошкольниками. В соревнованиях не было проигравших, все дети награждены медалями, дипломами победителей и билетами в кинотеатр. При поддержке инструкторов по физкультуре и спорту проводились мастер-классы и соревнования по настольным спортивным инклюзивным играм. Для детишек это был яркий день, несмотря на мороз за окном, настроение было солнечным. Родители и педагоги смогли пообщаться, найти новых друзей, просто от души повеселиться. 
В начале февраля учащиеся, педагоги и родители инклюзивной школы № 4 и РОФ «Общество без барьеров» приняли участие в ярмарке, приуроченной к Сагаалгану, которая проходила в фойе ФСК. Ребята и взрослые представили работы, выполненные своими руками - мыло, сувениры, игрушки и другие, которые пользовались спросом у покупателей. Изделия ручной работы сейчас особенно популярны, все больше и мастеров, и ценителей их труда. Поэтому и ярмарка не осталась незамеченной.
Недавно в нашем городе на базе РОФ «Общество без барьеров» был создан инклюзивный клуб «Special World» (пер. – «Особенный мир»), объединяющий семьи с детьми с особенностями здоровья, которым необходима поддержка и помощь, и людей, желающих помогать этим семьям. Участником инклюзивного клуба может стать каждый неравнодушный человек, готовый менять мир к лучшему. Частью работы клуба является обучение семей по шведской программе CBR, целью которой является нормализация жизни семьи и полноценное включение её в жизнь общества. 
Планов по развитию инклюзивного образованию в Бурятии у общественников много. Например, Программой CBR планируется охватить семьи, проживающие в отдаленных районах республики Бурятия. По предложению партнерской организации РООИ «Перспектива» г. Москва специалисты РОФ «Общество без барьеров» примут участие в проекте по разработке и апробированию экспериментальной программы эффективной реализации на местном уровне нового российского законодательства и регламентов, гарантирующих право на инклюзивное образование каждому ребенку с инвалидностью или особыми образовательными потребностями, который включает в себя 15 регионов, 100 школ, 3000 детей с инвалидностью. В ближайшей перспективе проведение акций и маршей в поддержку семей с детьми, имеющих ментальную инвалидность. Также весной пройдет уже ставшая ежегодной Неделя инклюзии, которая включает в себя проведение Уроков добра по развитию толерантности, показ телеверсий спектаклей по сюжетам пьес, написанных учащимися инклюзивной школы № 4, круглые столы с представителями министерств и ведомств на тему инклюзивного образования.

Найти общий язык
Во всем мире считается хорошим опытом то, что дети и взрослые с ограничениями жизнедеятельности включены в общество в своей семье, в детском саду и школе, на работе, там, где они живут, участвуют в обучающих и образовательных программах, а также в общественных мероприятиях. Это способствует изменению общественного сознания, избавлению от стереотипов в отношении людей с инвалидностью. Важно, чтобы кроме участия в акциях по сбору денег, общество повернулось к людям с ограниченными возможностями с точки зрения принятия их. Проведение инклюзивных мероприятий - еще одна возможность сблизить разных людей, дать возможность узнавать друг друга и общаться. О такой возможности мечтает много родителей особенных детей, и мечты все чаще воплощаются. Совместное времяпровождение полезно для всех, оно может многому научить - и непритворному милосердию, и просто вниманию к тому, кто рядом, а главное - равному отношению к особенному человеку. 
Кстати, спортивные семейные праздники полезны для всех без исключения. Ведь среди их целей - приобщить к спорту современных детей, которые часто ведут малоподвижный образ жизни, «прикованы» к компьютеру и редко посещают по доброй воле спортзал. Кстати, участники легко нашли общий язык и поняли, что особенные дети ничем не отличаются от своих сверстников, с ними интересно и весело.
Детям надо знать о том, что люди разные, и надо учиться их принимать.
Родители особенных детишек замечают, что выходя в свет, те становятся более общительными, обретают навыки самообслуживания, легче налаживают контакты со взрослыми и ровесниками, становятся жизнерадостнее, раскрепощеннее и увереннее в себе. 
Мамы детей с особенностями в развитии сумели наладить конструктивный диалог с властью, социально ориентированным бизнесом и благотворительными фондами, который уже сейчас дает свои результаты. Они добились того, что их дети наравне с другими детьми развиваются, учатся, занимаются творчеством. 
К сожалению, не существует волшебной таблетки для детей с различными заболеваниями, и многие болезни полностью вылечить невозможно. Но можно адаптировать ребёнка к окружающему миру и самостоятельной жизни. 
Инклюзивные мероприятия в нашем городе проходят весело и тепло, организаторы и участники получают море положительных эмоций. 
Конечно, этот опыт будет продолжен.

Елена Разночинцева.

 

Мы в социальных сетях

    
 

Видео Инклюзии

Публикации

Показатели инклюзии. Практическое пособие

Мы на Facebook

Поделиться в соц.сетях

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика