Механизмы защиты

Обжалование ненормативных актов

В соответствии с законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 \"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан\" любой человек имеет право обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов от любых притеснений и посягательств со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц. Новый Гражданский процессуальный кодекс также предоставляет такую возможность.

Не смотря на провозглашения приверженности принципам демократии и правового государства еще в 1989 году, наше общество еще очень далеко от этой цели. Редко кто не сталкивался с бездействием органов гос. власти и должностных лиц, т. е. чиновников, когда они должны в силу своих должностных обязанностей совершить определенные действия, а порой чиновники совершают откровенный произвол. Большинству граждан известен способ обжалования - обжаловать действия чиновника вышестоящему органу. Но всем известно, как это не эффективно.

Поэтому, людям столкнувшиеся с данной ситуацией нужно знать о втором способе - обжалование в суд действии и решений органов гос. власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Законодательство нашей страны предусматривает такую возможность, и не только в случае, когда гражданин уже обжаловал действия, решения органов власти в вышестоящий орган. Обжаловать в суд можно любое действие или решение, если оно нарушает или может нарушить права и законные интересы гражданина. Как правило, этот способ более эффективнее, поскольку гражданин обращается в другую, независимую, ветвь власти.

В соответствии с гражданским процессуальным законодательством обжалование действия (бездействия) и решения органов власти и должностных лиц происходит в порядке производства по публичным правоотношениям. Этот порядок судебного производства имеет некоторые отличия от искового производства. В частности обязанность доказывания в основном перекладывается на ответчика, т. е. на органы власти, решения которого вы обжалуете. Лицо, которое обжалует решение органа власти или должностного лица должен доказать сам факт действия или решения органа власти и объяснить как это решение, действие нарушает или затрагивает его права и законные интересы. На ответчика налагается обязанность доказывать законность и обоснованность совершений обжалуемых решений.

Требования к заявлению в суд общей юрисдикции о обжаловании действий, решений органов гос. власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление подается в районный суд по местонахождения ответчика.

Заявление о обжаловании действий, решений органов гос. власти, органов местного самоуправления и должностных лиц направляется в районный суд по месту жительства заявителя или местонахождения органа.

наименование суда.

указываться заявитель ФИО, адрес.

указывается название органа его адрес или ФИО и должность чиновника, действия которого обжалуется, его рабочий адрес, телефон.

в заглавии пишется \"заявление об оспаривании действий (решений) органов гос. власти (органов местного самоуправления).

далее в произвольной форме излагается суть заявления.

какие действия (бездействия) обжалуются, и когда они совершены

в чем состоит нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя и какие именно или наложена обязанность.

указываются и прилагаются письменные доказательства, если они есть.

прилагается копия квитанции об уплате гос. пошлины или указывается причина, по которой освобождается от ее уплаты.

все документы должны быть в двух экземплярах или более. Один экземпляр для суда, остальные - по числу ответчиков и третьих лиц.

В судах общей юрисдикции оспариваются действия (решения) органов гос. власти (органов местного самоуправления) в случаях когда:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

истцы - по искам о взыскании алиментов;

истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

организации и физические лица - за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

стороны - при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

организации и физические лица - при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

физические лица - при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, - при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

вынужденные переселенцы и беженцы - при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

физические лица - при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

истцы - при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;

истцы - по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

заявители - по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;

государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

истцы - инвалиды I и II группы;

ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Важно отметить, что некоторых случаях ваше заявление может быть оставлено без движения. Это означает, что из суда к вам не придет никаких извещений. Вам самому надо побеспокоиться о том, принято ли ваше заявление к производству. То есть после подачи заявления нужно позвонить в канцелярию и узнать о том, принято ли оно к производству. Это важно, поскольку в случае оставления заявления без движения дается срок для исправления ошибок и неточностей. Если все ошибки будут устранены вовремя, то датой подачи заявления считается дата первоначального обращения. Иначе можно не уложиться в установленные законом сроки. В соответствии с п. 1, ст. 256 ГПК РФ срок для подачи заявления об обжалование действия (бездействия) и решения органов власти и должностных лиц составляет три месяца с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении или возможном своих прав.

Истечение срока давности не является причинной для отказа в принятии заявления, но может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Причины просрочки рассматриваются на предварительном или судебном заседании.

Заявление должно быть рассмотрено судом в течение десяти дней.

В случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения.

Обращения граждан как механизм реализации и защиты прав

Право на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лица, в различные организации предусмотрено, прежде всего Конституцией РФ (статья 33 - Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления).

Специальный закон об обращениях граждан еще не принят, поэтому по-прежнему действует Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII \"О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан\". В субъектах РФ приняты собственные законы об обращениях граждан, например, в Москве это Закон г. Москвы от 18 июня 1997 г. N 25 \"Об обращениях граждан\". Обращение в суд помимо Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) регулируется, в частности, Законом РФ от 27 апреля 1993 г. \"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан\".

Под обращениями понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения и петиции граждан.

Обращения могут быть индивидуальными и коллективными.

Виды обращений:

Предложение - обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти города и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

Заявление - обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, законами Российской Федерации, другими нормативными актами.

Жалоба - обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов государственной власти города, органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений.

Ходатайство - письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.

Коллективные обращения - обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.

Петиции - коллективные обращения граждан в органы власти о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения законодательства.

Обращения могут быть устными и письменными.

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личности обращающихся известны или установлены.

На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

Письменные обращения граждан должны содержать:

- наименование и адрес органа власти города или должностного лица, которым они адресованы,

- изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства,

- фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, контактные телефоны,

- дату и личную подпись.

Обращения, в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись, считаются анонимными и не подлежат рассмотрению.

Обращение может подаваться следующим образом:

- в ходе личного приема;

- направляться по почте;

- передаваться через канцелярию, секретариат, экспедицию.

Обращение следует подавать таким образом, чтобы у заявителя оставались доказательства, подтверждающие сам факт подачи обращения, и его дату. Такими доказательствами может быть роспись принявшего лица на втором экземпляре обращения, уведомление о вручении при направлении по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, квитанция о приеме документов, выдаваемая канцелярией или экспедицией.

К обращению необходимо прилагать копии документов, относящихся к нему или подтверждающих изложенные в нем обстоятельства. Если обязательно предоставление оригиналов, необходимо сделать для себя копии. О том, что к обращению прилагаются документы, необходимо указывать в тексте обращения.

Обращения должны подаваться в орган, должностному лицу, к ведению которого относится решения данного вопроса. Вместе с тем, если обращение подано в орган (должностному лицу), к ведению которого не относится решение данного вопроса, должны принять письменное обращение и в 5-дневный срок направить его по принадлежности, уведомив об этом заявителя, а если обращение подается в ходе личного приема - разъяснить, куда следует обратиться.

Обращения должны разрешаться по существу в срок не более 1 месяца с момента подачи. Если вопрос сложен, требует дополнительного изучения и проверки, указанный срок может быть продлен в виде исключения, но не более чем на 1 месяц. О продлении срока рассмотрения обязательно должен быть уведомлен заявитель.

В случае, если обращение не требует дополнительного изучения и проверки, оно должно разрешаться безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за соблюдением законов государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами при работе с обращениями граждан.

В случае, если гражданин не удовлетворен результатами рассмотрения его обращения, он вправе обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности с жалобой на вынесенное решение. Вышестоящий орган не вправе передать жалобу для разрешения по существу в тот орган, решение которого обжалуется.

Гражданин имеет право не обжаловать вынесенное решение в вышестоящий орган, а обратиться с жалобой сразу в суд. Суд не вправе отказать в рассмотрении жалобы на том основании, что заявитель не обращался в вышестоящий орган.

Рассмотрение жалобы в суде регулируется гражданским процессуальным законодательством РФ.

Одним из действенных вариантов осуществления и защиты прав является обращение к депутатам законодательных органов (Государственная Дума РФ или законодательный орган субъекта РФ). Согласно действующему законодательству, депутаты обязаны вести прием избирателей, рассматривать их обращения. Сроки работы с обращениями для депутатов те же. Обращения можно подавать как лично, на приеме, так и по почте или через канцелярию (секретариат, экспедицию) законодательного образа. Можно обращаться как к депутату, избранному по избирательному округу, в котором проживает заявитель, так и депутату, возглавляющему или входящему в комитет, занимающийся вопросами, относящимися к обращению.

Состояние здоровья как обоснование предъявления иска прокурором

Обращение прокурора с иском (заявлением) часто является завершающим этапом надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, за соответствием закону издаваемых ими правовых актов, а также надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в целях принятия мер к устранению выявленных нарушений.

При этом следует признать порочной практику, когда исковая работа зависит лишь от инициативы заявителя, поскольку выявление нарушений и защита прав граждан требуют проведения эффективных проверочных мероприятий и принятия мер прокурорского реагирования.

Кроме того, возбуждение дела в защиту прав граждан по инициативе прокурора часто не зависит от согласия лица, чье право нарушено, поскольку в особо защищаемую категорию входят, например, недееспособные и несовершеннолетние, которые в силу различных причин не могут в полной мере осознавать последствий защиты их нарушенного права.

Итак, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч.1 ст. 45 ГПК).

По смыслу ч. 1 ст. 45 болезненное состояние и возраст - сами по себе уважительные причины, и представления дополнительных доказательств невозможности самостоятельного обращения граждан в суд не требуется. Однако судебная практика показывает, что все не так бесспорно.

Отказывая в принятии исков в интересах граждан, суды, как правило, исходят из того, что не было представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о невозможности их самостоятельного обращения в суд по уважительным причинам, отвергая доводы прокуроров, что таковыми являются возраст, инвалидность, плохое знание русского языка, недостаток средств на оплату квалифицированной юридической помощи.

Возникают определенные сложности и в связи с различным толкованием прокурором и судом понятий \"состояние здоровья\", \"возраст\", не ясно, что подразумевается под \"другими уважительными причинами\" и каковы критерии уважительности. При этом право оценки уважительности причин принадлежит суду, поэтому в отдельных случаях мнение прокурора игнорируется и в принятии заявлений суд отказывает. Следует сделать оговорку, что в этом случае не идет речь об определениях суда, связанных с недоказанностью и необоснованностью обращения прокурора.

В современной России многие нуждаются в социальной защите: безработные, вынужденные переселенцы, беженцы, инвалиды, демобилизованные военнослужащие, безнадзорные и др. В действующем социальном законодательстве РФ понятие \"социальная защита\" используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека на определенный уровень жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.д. Применительно к защите трудовых прав это лица, по какой-либо причине претерпевшие или претерпевающие ограничения права на труд - в силу возраста, по состоянию здоровья, при вынужденном прекращении работы (не по вине работника) - и находящиеся под особой защитой государства (женщины и лица с семейными обязанностями, лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и т.д.).

Законодатель не раскрывает понятие \"состояние здоровья\". Ни один нормативный и даже медицинский акт не содержит понятий \"состояние нездоровья\", \"тяжелая болезнь\", \"стойкое расстройство здоровья\". Кроме того, в ГПК не указана степень состояния здоровья гражданина, при которой прокурор мог бы в интересах этого гражданина выступить в суде.

Следует попытаться рассмотреть этот вопрос с точки зрения медицинской оценки состояний, отклоняющихся от нормальной жизнедеятельности человека.

Понятие \"здоровье\" ранее содержалось в постановлении Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29 января 1997 г. \"Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы\": \"Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов\". Однако в ныне действующем постановлении Минздравсоцразвития РФ от 22 августа 2005 г. \"Об утверждении Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы\" такого определения нет.

Представляется возможным рассмотрение и применение в практике классификации основных видов нарушений функций организма. Так, к основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления);

нарушения языковых и речевых функций (устной и письменной);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);

нарушения статодинамической функции (двигательных функций);

нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения;

нарушения, обусловленные физическим уродством.

Следует отметить, что большинство из перечисленных нарушений могут быть главным критерием в обосновании предъявления иска, поскольку все они в той или иной степени могут обусловить невозможность участия самого гражданина в процессе как в смысле постоянного физического присутствия, так и в смысле невозможности полноты осознания необходимости осуществления процессуальных прав и обязанностей.

Следует сделать оговорку, что правоприменительная практика очень неоднозначна и показывает, что некоторые судьи считают, что, например, инвалидность еще не является стопроцентным основанием для того, чтобы прокурор мог заявить иск в суде в интересах инвалида. Однако инвалид, независимо от группы инвалидности, - это лицо, у которого нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 ФЗ от 24 ноября 1995 г. \"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации\"). Право прокурора выступать в защиту таких лиц - безапелляционно уже только в силу указания закона.

При этом необходимо обратить внимание на то, что обращение прокурора целесообразно и в следующих случаях: когда состояние здоровья гражданина хотя и стабильно в настоящий момент, однако его самостоятельное обращение в суд и связанные с этим психоэмоциональные и физические страдания могут спровоцировать резкое ухудшение состояния, вплоть до патологического, с угрозой не только здоровью, но и жизни.

Такими предпосылками могут выступать показания по запрету воздействия вредных для здоровья факторов при беременности, сердечно-сосудистых заболеваниях и т.п. Следует помнить и о хронических заболеваниях, которые могут прогрессировать и временно обостряться. Необходимо оценивать, есть ли болезненное расстройство или заболевание, которое исключает возможность участия в судебном заседании и представляет риск и опасность ухудшения дальнейшего состояния.

При предъявлении исков в интересах названной категории граждан, исходя из фактических сведений, которые можно объективно оценить, в качестве доказательств того, что гражданин не может сам обратиться в суд, прокурор должен представить в суд справку об инвалидности, медицинские документы, справки, выписки из истории болезни лечебных и иных медицинских учреждений, консультативные заключения, уточненные диагнозы и т.д.

Мы в социальных сетях

    
 

Мы на Facebook

Поделиться в соц.сетях

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика