Оформление инвалидности: Какие процедуры необходимо для этого пройти, и в каком порядке они осуществляются

Установление факта инвалидности дает гражданину право на определенную социальную поддержку со стороны общества. Однако не все знают процедуры, которые необходимо для этого пройти, и в каком порядке они осуществляются. Напомним о них вкратце.

ЧАСТЬ 1

Кто может считаться инвалидом

Прежде всего, отметим, что правила признания лиц инвалидами утверждены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Так, чтобы получить статус инвалида, в отношении конкретного гражданина должны соблюдаться условия, предусмотренные пунктом 5 этих правил:

  • присутствует стойкое расстройство функций организма, что обусловлено заболеваниями, дефектами или последствиями травм;
  • жизнедеятельность человека ограничена, что выражается в полной или частичной утрате способности (возможности) осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью;
  • есть потребность в мерах социальной защиты (в т.ч. в реабилитации).

Прохождение медицинской экспертизы: шаг за шагом

Чтобы зафиксировать факт инвалидности, потребуется пройти медико-социальную экспертизу в специальном учреждении. Об этом говорят:

  • пункт 2 правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95;
  • статьи 7 и 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Но кто имеет право отправить на экспертизу?

В соответствии с отраслевым законодательством, непосредственно направление может предоставить:

  • организация, которая оказывает лечебно-профилактическую помощь: после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, при условии получения информации, подтверждающей стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм ил дефектами – пункты 15 и 16 правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95;
  • органы пенсионного обеспечения, если имеются медицинские документы, которые подтверждали бы нарушения функций организма по причине заболеваний, последствий травм или дефектов – пункт 17 правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95;
  • орган социальной защиты, если имеются медицинские документы, которые подтверждали бы нарушения функций организма по причине заболеваний, последствий травм или дефектов – пункт 17 правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95.

Необходимо помнить, что форма направления на медико-социальную экспертизу будет также зависеть от того, кто ее предоставил:

  • форма «от медицины» утверждена приказом Минздравсоцразвития от 31 января 2007 г. № 77;
  • форма «от социалки» утверждена приказом Минздравсоцразвития от 25 декабря 2006 г. № 874.

Направление на медико-социальную экспертизу (или справка об отказе в подобном направлении) может быть отправлено в бюро, занимающееся данным вопросом, в одном из следующих форматов:

  • самостоятельно гражданином или его законным представителем в бумажном или электронном виде – пункт 19 правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 и пункт 32 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н;
  • в электронном виде, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или, при отсутствии доступа к последней – также «на бумаге» (п. 19(1) правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95).

Причем документы, представляемые в электронном формате, должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на совершение этих действий должностных лиц. Данный порядок действует, если действующим законодательством не предусмотрен другой вид электронной подписи – пункт 33 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н.

В следующей тематической статье мы расскажем о том, какой пакет документов потребуется сформировать заявителю, а также о порядке прохождения медико-социальной экспертизы.

Резюме:

Правила признания лиц инвалидами утверждены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95.

Для признания человека инвалидом одновременно должны выполняться все условия, поименованные пунктом 5 правил признания лиц инвалидами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95.

Чтобы зафиксировать факт инвалидности, потребуется пройти медико-социальную экспертизу в специальном учреждении.

Мероприятия медико-социальной экспертизы проводится на безвозмездных основаниях.

Для целей направления на медико-социальную экспертизу организационно-правовая форма медицинского учреждения (в частности, является ли оно государственным или нет) значения не имеет.

Если гражданину отказывают в направлении на медико-социальную экспертизу, то ему обязательно должна быть выдана справка о таком отказе.

ЧАСТЬ 2

Во второй части темы, посвященной инвалидности, мы расскажем о порядках подготовки документов на инвалидность и прохождения медико-социальной экспертизы.

Готовим документы

Пункты 24, 28 и 29 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н, устанавливают, какие документы необходимы для предоставления в целях установления факта инвалидности.

Во-первых, человеку потребуется документ, который удостоверяет личность.

Напомним, что указанным документом может служить:

  • общегражданский паспорт;
  • свидетельство о рождении (в случае, если российскому гражданину еще не исполнилось 14-ти лет);
  • дипломатический или служебный паспорт;
  • удостоверение личности моряка;
  • удостоверение личности или военный билет (для военнослужащих и курсантов);
  • временное удостоверение личности российского гражданина (выдается ФМС России на время до оформления паспорта);
  • вид на жительство;
  • разрешение на временное проживание;
  • паспорт иностранного гражданина или другой документ, который установлен федеральным законом или признается в соответствии с международным договором в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
  • документ, удостоверяющий личность лица без гражданства;
  • удостоверение беженца или вынужденного переселенца.

Во-вторых, претенденту на «звание» инвалида надо будет составить в письменном виде заявление о проведении медико-социальной экспертизы. Требования к содержанию данного документа приведены в пункте 29 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н.

Так, в заявлении должны быть указаны:

  • дата подачи документа;
  • фамилия, имя и отчество заявителя и его законного (уполномоченного) представителя (если такой представитель имеется);
  • наименование учреждения медико-социальной экспертизы, куда подается заявление;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета получателя государственной услуги в системе обязательного пенсионного страхования (если таковой имеется);
  • адрес места жительства, пребывания человека или места нахождения пенсионного дела;
  • адрес электронной почты (если есть);
  • серия, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность;
  • просьба о проведении медико-социальной экспертизы (с обозначением конкретных целей проведения такой экспертизы);
  • пометка о необходимости сурдоперевода или тифлосурдоперевода (если такой перевод необходим);
  • согласие (или отсутствие такового) на обработку персональной информации.

Кроме того, при подаче заявления его необходимо заверить подписью.

Итак, полный состав документов для представления в бюро выглядит так:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление о проведении медико-социальной экспертизы;
  • направление на медико-социальную экспертизу (или справка об отказе в таком направлении);
  • медицинские документы, которые подтверждали бы те или иные нарушения здоровья.

Совет из практики: если гражданин является инвалидом с детства, то у медицинского учреждения следует запросить информацию, которая бы подтверждала нарушения здоровья, приводящие к стойким ограничениям жизнедеятельности в возрасте до 18-ти лет (до 16-ти лет). А при утрате трудоспособности из-за несчастного случая на производстве (профессионального заболевания) потребуется соответствующий акт, медицинское заключение или решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Другая ситуация – когда заявитель не может появиться на медико-социальную экспертизу и данное мероприятие приходится проводить в домашних условиях. Здесь нужно будет дополнительно представить заключение медицинской организации, которая оказывает профилактическую помощь. Поведение в последнем случае регламентируют положения пункта 90 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н.

Существует и альтернативный порядок запроса. Так, сначала можно подать заявление, а пакет документов приложить к нему уже впоследствии. Но нельзя забывать, что срок на поиск документов в этом случае ограничен десятью рабочими днями. Данный лимит прописан в пункте 79 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н.

Проходим медико-социальную экспертизу

Прежде всего, отметим, что приглашение на медико-социальную экспертизу может быть оформлено:

  • в бумажном виде;
  • как электронный документ (через ТКС, в т.ч. спецпортал);
  • как телефонное сообщение, передаваемое по соответствующим (в т.ч. и мобильным) каналам связи (возможно только с согласия заявителя, о чем говорят п. 87 и п. 88 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н).

Сама экспертиза может проходить (п. 90 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н):

  • в бюро по месту жительства заявителя;
  • в бюро по месту пребывания заявителя;
  • в стационаре (если заявитель находится там на лечении);
  • заочно, по решению должностных лиц бюро;
  • на дому (как уже говорилось, для проведения медико-социальной экспертизы на дому, следует представить заключение медицинской организации).

На медико-социальной экспертизе профильные специалисты, в соответствии со своими компетенциями (п. 96 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н):

  • обследуют заявителя;
  • изучают представленные заявителем медицинские документы;
  • проводят анализ клинико-функциональных и психологических данных;
  • анализируют социально-бытовую и профессионально-бытовую информацию;
  • принимают решение об установлении инвалидности (или об отказе в таком установлении).

На принятие решения исполнителям медико-социальной экспертизы отводится 30 календарных дней с момента регистрации заявления и полного пакета документов, приложенного к нему. Об этом говорят положения пункта 105 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н.

Если же медико-социальная экспертиза принимала решение заочно, то решение и разъяснения оформляются, в зависимости от пожеланий заявителя в (п. 108, п. 109, п. 110 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н):

  • бумажном виде, с пересылкой по почте;
  • формате электронного документа, через интернет-портал.

После этого, заявителю остается только получить справку, которая бы подтвердила факт установления инвалидности. Данный документ:

  • выдается на руки заявителю;
  • направляется заказным почтовым отправлением.

Интересно, что в документе о временной нетрудоспособности (если такой составлялся), руководитель или заместитель руководителя бюро должны также сделать отметку о группе инвалидности и дате ее установления. Данная обязанность установлена пунктом 123 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н.

Таким образом, мы рассмотрели наиболее важные моменты, связанные с порядком документального оформления и установления факта инвалидности у граждан.

Резюме:

Пункты 24, 28 и 29 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н, устанавливают, какие документы необходимы для предоставления в целях установления факта инвалидности.

Претенденту на «звание» инвалида надо будет составить в письменном виде заявление о проведении медико-социальной экспертизы. Требования к содержанию данного документа приведены в пункте 29 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н.

Заявление можно заполнить в «классическом» виде и подать лично, либо проделать все операции онлайн посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), который располагается на сайте по электронному адресу www.gosuslugi.ru.

Если гражданин является инвалидом с детства, то у медицинского учреждения следует запросить информацию, которая бы подтверждала нарушения здоровья, приводящие к стойким ограничениям жизнедеятельности в возрасте до 18-ти лет (до 16-ти лет).

При утрате трудоспособности из-за несчастного случая на производстве (профессионального заболевания) потребуется соответствующий акт, медицинское заключение или решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Если заявитель не может появиться на медико-социальную экспертизу, то соответствующие мероприятия должны проводиться дома. Однако для организации подобной «выездной сессии», потребуется дополнительно представить заключение медицинской организации, которая оказывает профилактическую помощь.

Приглашение на медико-социальную экспертизу может быть направлено в бумажном или электронном виде, а также средствами телефонной связи (например, как СМС-сообщение на мобильный телефон).

Решение по медико-социальной экспертизе должно быть объявлено непосредственно после ее проведения в присутствии всех специалистов, которые участвовали в данном мероприятии по отношению к заявителю. При необходимости, медики обязаны предоставлять разъяснения по существу принятого решения.

На принятие решения исполнителям медико-социальной экспертизы отводится 30 календарных дней с момента регистрации заявления и полного пакета документов, приложенного к нему.

Справка об инвалидности должна быть обязательно заверена печатью бюро, которое проводило медико-социальную экспертизу.

Источник http://consultantpuls.ru/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх