20 мая в рамках реализации проекта «Местное сообщество – семьям» состоялась первая встреча супервизоров в скайп-пространстве, где были обсуждены вопросы, возникшие у домашних визитеров (волонтеров) во время работы с семьями.
Первый вопрос, который волновал всех – как строить работу с семьей, которая не готова строить сотрудничество с волонтером и отвечать за обучение ребенка. Правильным решением в этой ситуации является прекращение работы с такой семьей в рамках программы CBR. Но для сохранения возможного контакта с семьей важно совершать телефонный звонок одному из членов семьи один раз в месяц, что даст семье возможность вернуться в программу.
Следующий вопрос, который был обсужден – роль волонтера в программе и его действия во время домашнего визита. Важным является то, что волонтер – это консультант, который помогает семейному тренеру (обычно это мама) найти новые решения в каждодневных рутинных процессах с ребенком, служащие тому, что ребенок учится новым навыкам и обретает всё большую самостоятельность.
Еще один вопрос для обсуждения — игры, которые помогут волонтеру найти контакт с ребенком во время домашнего визита. Хорошим приемом тут может служить игрушка-сюрприз, которую волонтер будет приносить с собой.
В ходе консультации поступил вопрос о важность введения и соблюдения ритуалов во время совершения домашнего визита – ритуал приветствия, обсуждения успехов, совместного обучения, прощания, которые помогут ребенку ориентироваться и лучше принимать нового человека в своем окружении.
Несколько вопросов касались негативного поведения ребенка. В ходе обсуждения выяснилось, что каждое такое поведение обусловлено недостатком у ребенка средств коммуникации, а именно возможности попросить или отказаться, или сказать о выборе. И как, результат, разговор коснулся возможности обучать ребенка пользоваться простыми жестами, карточками, звуками или «пристальным взглядом».
1,5 часовая консультация показала важность супервизорского сопровождения работы волонтеров.