Марина Алексеевна Зеленова — сотрудник РОФ «Общество без барьеров»

Сегодня мы вас познакомим с замечательным человеком, нашим сотрудником –
с Мариной Алексеевной Зеленовой.
Марина родилась 15 сентября 1977 года в селе Чесан Кижингинского района. Девушка
с приятным звонким голосом, который притягивает внимание окружающих и заставляет прислушаться.
Она — жена Александра Зеленова, также активного участника Фонда и который всегда
и везде сопровождает ее.

Марина, что для вас значит Фонд «Общество без барьеров»?
Фонд «Общество без барьеров» – это большая дружелюбная семья, где вокруг Галины Алексеевны всегда столько много интересных людей. В целом, мне кажется, что это огромный коллектив, который занимается такими глобальными проблемами и решает их. И притом у Фонда настолько разносторонний подход ко всему этому, что меня постоянно удивляло и удивляет. Ну, как я сказала, Фонд – это семья, дом, огромное такое содружество, в котором интересно.

Как вы видите себя в деятельности Фонда?
Я не могу сама про себя, честно говоря, говорить. Оценку самому себе, конечно, всегда трудно давать, лучше было бы, если кто-то обо мне сказал.

Вы же участвуете в мероприятиях Фонда «Общество без барьеров»?
Конечно. Функция моя состоит в том, чтобы помочь наладить коммуникацию, помочь найти контакт, общий язык между здоровым обществом и людьми, у которых есть какие-то сложности в здоровье. То есть, дать возможность людям, у которых нет проблем со здоровьем, понять людей с ограничениями в здоровье. Я, получается, связующее звено, что-то вроде переводчика. Можно так сказать. Конечно, я не так много этим занимаюсь, как хотелось бы, но стараюсь. По крайней мере, то, о чем меня просят, подсказывают мне, то, конечно, я делаю.

Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
Проблемы со зрением у меня появились ещё в школьном возрасте. Я пошла в обычную школу. Потом уже в процессе у меня стало теряться зрение, и наступил такой критический момент, когда уже настолько появились сложности в здоровье, что мне стало сложно читать, писать.
На тот момент я была ребёнком. Дети сами себе свою судьбу решить не могут.
Я продолжала учиться в обычной школе. Уже впоследствии я задавала вопрос маме, почему она не среагировала, почему не отдала в школу для слабовидящих. Сейчас вообще распространено у родителей совершать такую ошибку, хотя некоторые с этим
не согласны.
С другой стороны, обычная школа для меня была экзаменом на силу характера, потому что детей не изменить. Что они раньше, что сейчас, то есть, присутствует у них такая, знаете, неосознанная жестокость. Вот поэтому закалку характера я тоже прошла
в обычной школе. Уже будучи незрячей, когда мне приходилось носить очень толстые очки. Мне бы тогда все-таки надо было попасть в школу для слабовидящих, но на тот момент это были восьмидесятые-девяностые сложные годы.
В школе учителя просто от меня открещивались, не знали, как со мной заниматься.
Я видела только очертания, что мне помогало ходить самостоятельно. Писать, читать
я уже не могла. Со мной никто не занимался.
Сейчас моей мамы нет в живых. А тогда она мне сказала: «Мне было тебя жалко.
Я боялась осуждения коллег по моей работе, боялась критики, если бы я отдала своего ребенка в интернат».
А я считаю, что все-таки надо было меня отдать, потому что я тогда могла бы получить более полноценное среднее общее образование и потом закончить ВУЗ. Сейчас у меня только среднее образование -11 классов. Учителя меня пожалели. На самом деле они мне вручили аттестат с небольшими троечками. Но аттестат все-таки. Хотя я его практически не заслужила. У меня ещё в 1 классе стало слабое зрение, постепенно начало падать, падать, где-то в 7 классе я плохо видела. В 10, 11 классе я вообще почти что не видела.
Закончив школу, я как бы осталась принадлежать самой себе. Ну, естественно, круг друзей растаял, за исключением одной моей школьной подруги, которая по возможности навещала меня время от времени. Ну и, конечно, помогала на протяжении всей жизни.

Марина, как вы справлялись в школе с плохим зрением? Вас в школу мама отводила?
Нет. Я видела силуэты людей, цвета, чтобы самостоятельно передвигаться. Я же жила
в деревне, до школы не особо далеко было.
Было очень проблемно чтение, письмо. Я не могла видеть то, что написано на доске.
У врачей, конечно, мы были. Мне сделали несколько операций, которые уже были просто бесполезны. Изначально врач не заметил вовремя отслойку сетчатки. Она же оперируется в течение 9 дней. Потом уже сложно её восстанавливать, чтобы она прижилась. Я так протянула практически 3 месяца, то есть, не могли определить, что это отслойка сетчатки. Потом, когда уже направление дали в Улан-Удэ, из Улан-Удэ отправили в Иркутск, а в Иркутске уже определили, что у меня отслойка сетчатки, было поздно.
Мне сделали первую операцию, вторую, третью, четвертую… Ну и в итоге не помогло ничего, а я в итоге лишилась даже остаточного зрения.
Вот потом я, когда мне было 20 с лишним лет, попала в очень сложный период, потому что не было рядом кого-то из незрячих, кто имел бы какой-то опыт как приспосабливаться к такой жизни. Ну, какое-то творчество, рукоделие или ещё что-то для себя.
Я раньше вязала, ещё когда видела. Меня бабуля моя научила в 4 года вязать. Помню ещё тот момент, когда я маленькая приезжала к ним в гости, дома стоял старинный комод с большими ящиками. И вот открою верхний ящик, у меня нос доставал до ящика. У бабушки там клубочки лежат, спицы. «Ну давай я тебя научу», — предложила бабуля.
Когда я перестала видеть, постепенно сама наощупь приспособилась вязать. Надо было продолжать чем-то заниматься.
Никто меня не ограничивал, я сама выходила в огород, научилась без зрения полоть грядки, отличать культурные растения от некультурных. Жизнь у меня не протекала совсем бесполезно. Но крайне не хватало общения. Все-таки это деревня, это было трудновато.
С «Общества Слепых» мне предложили съездить в Центр реабилитации для незрячих. Думала, приеду туда, не умею ничего. Оказывается, что я много чего умела уже по сравнению с другими. Но там я научилась ходить с тростью, что принесло огромную пользу, потому что свобода движения, конечно, много значит. Или в четырех стенах дома, или когда самостоятельно берёшь трость и идешь куда-то.
Я хотела поступить в Томский колледж на массажиста, но там разные жизненные обстоятельства сложились так, что не получилось у меня поехать. Хотя к экзаменам готовилась, документы подавала уже. Поэтому по поводу учёбы опять же не сложилось уже потом.
В 2012 году я переехала в Улан-Удэ и вступила в первичную организацию «Общества Слепых». На тот момент Председателем нашей организации был Соболев Валерий Петрович. Очень интересный человек, общительный. Он стал меня привлекать
на разные мероприятия.
С чего началась моя общественная деятельность, так это с того, что однажды я прихожу
в «Общество Слепых», а Валерий Петрович мне говорит: «Ты зачем пришла? У нас сегодня конференция, у нас сегодня никто не приходит. Только избранные». Я говорю: «Хорошо, я тогда возвращаюсь, ухожу домой». Я поворачиваюсь, чтобы уйти. Он говорит: «Стой, куда пошла! Иди сюда, ты будешь у меня в Бюро состоять». Вот так меня включили в состав руководящего органа общественной организации. Это было в 2014 году.
Потом он организовал какое-то мероприятие в Национальной библиотеке, куда тоже были приглашены члены Фонда, в том числе и Галина Алексеевна Горбатых. Валерий Петрович дал Галине Алексеевне мой номер. Она мне позвонила и спросила: «Марина, не желаешь с нами посотрудничать по проекту «Академия доступности», проводить тренинги по сопровождению?». На что я ответила согласием.
Мне же интересно это все, потому что у меня почему-то вот с этого момента с Галиной Алексеевной завязалось тесное сотрудничество. Мы ездили на разные семинары, где она меня брала, чтобы я показывала, как сопровождать незрячего, как с ним общаться. Вот до сих пор работаю.
У Галины Алексеевны какая-то особая энергетика, что постоянно вокруг неё собираются такие интересные люди. Вот мне почему очень нравится работа в Фонде, его коллектив.
Кстати, благодаря Галине Алексеевне я познакомилась со своим мужем Александром.
Я должна была собрать на очередное мероприятие Фонда людей с ограничением
в здоровье по зрению. Было лето. Многие были на отдыхе, не в городе. И тогда
я пригласила Александра. Узнала от знакомых его номер телефона и позвонила. Мой голос очень ему понравился и он с радостью согласился. И в дальнейшем постоянно приходил на другие мероприятия, где мы ближе познакомились с ним. Вот так создалась наша семья (смеется).

У вас есть какое-то хобби, увлечение?
Ой, вы знаете, в жизни все так интересно. Все хочется попробовать, только не всегда хватает времени.
Я попробовала бисероплетение. Когда в интернете стала смотреть об Обществе слепых, нашла уже адаптированные уроки по бисероплетению, которые там незрячие выкладывали. Организовала свой кружок, там на базе «ВОС» тоже нашла, много тоже собиралось у нас ребят, я обучала. Дальше занимались этим уже другие.
Потом я стала заниматься с моим супругом обучением незрячих цифровой доступности на смартфонах, на андроидах, айфонах. Этим мы занимались тоже, адаптировали для незрячих, ну и параллельно занимались теннисом.
Вот как сейчас мы приезжаем в «Нарату», обучаем теннису пожилых людей. Теннис для незрячих. Официальное международное название — showdown. Забавно, но это слово переводится как «дуэль», типа как «разборки». А у нас в России это назвали настольным теннисом для незрячих. То, что кидают мяч, как бы друг другу им стреляют. Тебе мяч отлетает. Ну, там, наверное, нет какого-то такого бандитского подтекста, просто это шуточное название. У нас же в жизни как без юмора.
Вот что я ещё пыталась, доступные уроки игры на блок-флейте нашла. Такая пластиковая дудочка,., тоже самостоятельно осваивала игру на ней. Но вот не хватает времени,
и то, и другое, и третье хочется.

У вас слух обострился в связи с потерей зрения? Я замечаю, что у потерявших зрение хороший слух, много хороших певцов.
У кого проблемы со зрением, у них слух не то что улучшается, скорее всего, просто они становятся внимательнее.
Вот, например, у моей подруги не было проблем со здоровьем, кроме тугоухости. И были сложности в этом очень серьёзные. Через некоторое время мы с ней встретились, она рассказала такую историю, что когда она училась, снимала квартиру. И там, на квартире, они с девочками смотрели все время телевизор. У девочек проблем со слухом нет, а мне, говорит, стыдно сказать, что я не слышу. Я, говорит, просто сидела и прислушивалась, прислушивалась, прислушивалась. И постепенно у меня слух стал обостряться. Это просто развивается внимательность.
Я думаю, что вот у нас просто компенсация своего рода идёт. Да, не видим, допустим, стоящий впереди себя автомобиль, да? Но мы его можем слышать. Мы можем слышать стены. Я, допустим, могу идти и слышать, когда закончится здание. Потому что идёт такое отражение звука все равно. Получается, что слух остался тот же самый, но слуховое восприятие меняется. Начинаешь слышать то, что раньше не слышал, на что не обращал внимания.
У нас сами незрячие порой не понимают, в чем же дело. Даже придумали такой термин. Это кожное зрение. То есть, когда у человека нет зрения, он идёт, идёт, и когда до стены остаётся сантиметров 40, он чувствует, что впереди препятствие, чувствует, что что-то есть. Но не может понять, откуда он это чувствует.
Учёные проводили эксперименты, выяснили, что это слух подаёт сигналы, но человек ещё не слышит никаких звуков, а он понимает. Слуховое восприятие, оно уже ему как бы в мозг даёт сигнал по отражённым звуковым волнам, даже очень тихим, что вот здесь препятствие.
Вы знаете, для нас каждый стук тоже имеет свой оттенок. По стуку можно определить, бетон или кафель, мы даже размер помещения можем понять по стуку, потому что какие-то отголоски от стука идут, отражение идёт от стен, от наполнения. Потому что
у помещения, заполненного мебелью, уже абсолютно другой звук.
Вот ещё один пример: с приятелем разговаривали, он тоже занимается музыкой. Он говорит, что мы пока были, пустой абсолютно был зал. Он тоже незрячий. Ну там же репетиция тоже идёт. Предварительно мы, говорит, занимаемся, все звучит прекрасно, красота, потому что зал пустой. Стоило только ему наполниться народом, всё, звук изменился, звук голоса уже не так звучит, инструменты музыкальные не так звучат.

Марина, как вы видите вашу работу в Фонде в будущем? Что хотели бы внести в его работу?
Я думаю, что буду продолжать делать то же самое, что я делаю сейчас.
Я хотела бы в будущем развить цифровую доступность для незрячих на айфоне и на андроиде. Это же тоже очень важно.
Мы с Александром ездили от Общества слепых в Нижний Новгород для повышения квалификации по обучению цифровой доступности людей с проблемами по зрению.
В моей жизни был первый кнопочный телефон со звуковым сопровождением. В 2015 году у меня появился первый смартфон со звуковым сопровождением.
Мы с Сашей обучали незрячих, в Обществе Слепых проводили занятия по освоению смартфонов и айфонов. Поездка в Нижний Новгород – это же тоже как бы окно в мир, притом огромное окно, там много опыта, новаторских идей.

Цифровая доступность для незрячих – это очень интересная идея. Вы часто ездите на уроки добра в школу к детям. Можно вам показать детям, что на айфоне и на смартфоне есть специальное звуковое сопровождение, которое облегчает управление телефоном людям с проблемами зрения. Также можно поиграть с детьми, чтобы они с завязанными глазами попробовали управлять телефоном.
Надо готовить программистов – разработчиков, которые занимаются созданием продуктов для того, чтобы они делали доступные продукты для людей с ограниченными возможностями. Например, для тех, у кого отсутствует или ослаблено зрение, нарушена моторика, слух. Когнитивные нарушения. Для людей с ампутацией рук. Чтобы они могли полностью свободно пользоваться компьютером и благодаря этому, возможно, получать какие-то профессии, успешно работать. Потому что у нас сейчас на рынке труда востребованы специалисты.

Что для вас значит доступность?
Доступность, она тоже разная. Для меня доступность означает возможность, используя свои оставшиеся возможности здоровья, максимально полноценно существовать
в обществе, общаться и реализовать себя и в профессии, и в социальных каких-то отношениях.
Вот для меня доступность, скорее всего, свобода. В первую очередь, конечно, свобода.
В общении с окружающими людьми это тоже доступность.
Почему так – объясню. Наверное, с этим часто приходится сталкиваться. Просто человек видит, что ты инвалид. Для них мы всегда инвалиды. Считают, что ты неполноценен.
Ну и как бы это барьер. Уже недоступность. И вот эта грань, она ещё не пройдена.
То есть, у нас ещё остаётся очень огромное количество людей, которые сами вот эту грань создают.
В остальном у нас как бы уже все решается. Свобода в передвижении, свобода
в общении, свобода в получении услуг, это и есть доступность.

Что для вас значит инклюзия?
Инклюзия – это, наверное, взаимопомощь в трудных ситуациях и не только. Это передача жизненного опыта педагогов.

Ваша главная мечта?
Честно говоря, их у меня очень много. Я все время думаю, почему у меня не 9 жизней, как у кошки. Не хотелось бы, чтобы я в первой жизни одну мечту достигала, во второй жизни вторую мечту, в третьей – третью, в четвертой – четвертую, и так далее. Только не одну мечту за одну жизнь, а параллельно. Вот. Потому что для одной жизни всегда почему-то мало одной мечты, и их так много. И вот не знаешь, и то хочется, и другое,
и третье. Уже осуществляешь только то, на что времени хватает.
Для человека достичь духовного роста, это самая главная задача, а для меня мечта была, и, мне кажется, я уже практически этого достигла. Ну, конечно, это громко сказано, что
я этого достигла, но почему-то за этот год я очень многое поняла в этой жизни.
У меня вообще год очень интересный был. Я имею ввиду, у нас же у каждого получается, что год начинается не с нового года, а со дня рождения. Получается, если считать с того дня рождения, в моей жизни почему-то в этом году было так много и потерь, и радости,
и слез, и всего на свете, и какой-то боли, физической и душевной.
Настолько перенасыщенный год был, что мне кажется, я за этот год повзрослела, наверное, лет на 10. Не постарела, а повзрослела вот именно где-то внутри.
И вот я почему-то радуюсь больше всего этому, чем просто какому-то достижению материальной цели.
У меня, конечно, есть мечта съездить на «Копакабану» в Бразилию. Это знаменитый пляж в Рио-де-Жанейро. Побывать на карнавале – это такая материальная мечта.
А насчет того, что я за этот год выросла в духовном плане, хочу сказать, что все мы люди, обижаемся, сетуем на жизнь. Жалуемся, что у нас чего-то не достаёт. Я поняла, что у меня есть все. Я больше не обижаюсь на людей, я даже их понимаю, оправдываю какие-то недостатки, поступки их какие-то, может, не очень правильные. Мне их иногда жалко. Стараюсь даже помочь.
Этот год такой прогресс дал. Я стала уравновешенная, спокойная. Произошла переоценка, потому что у меня в этом году столько событий было. Я только выйду из одних, тут появляются вторые. Из вторых выйду, третьи появляются. Все они разные.
Дело в том, что я потеряла близких людей, которые ушли из жизни. Некоторые друзья из моей жизни ушли, что меня огорчало. Сейчас я понимаю, что, может, и не зря, потому что жизнь такая штука, она нас бросает иногда в какую-то сложную ситуацию. Человек обычно начинает сетовать на то, что он оказался в трудной ситуации.
За этот год я поняла, что если жизнь тебя забросила в какую-то не очень хорошую ситуацию, надо сразу посмотреть свои слабые места. Если я чего-то не могу, надо над ними поработать, то есть прокачать их, проработать, и, если с этим справился, то тогда, значит, всё, я стал сильнее в этом плане. И я уже как-то к этому даже стала относиться без страха. Что мне тут ещё жизнь устроит новенького… Я уже как в компьютерной игре. Какой барьер следующий? Какую ступень мне нужно будет преодолеть? Вот в этом плане.
У меня недавно был день рождения. Раньше я плакала на день рождения, потому что
я думала, что вот ещё один год жизни прошёл. Сейчас у меня другое восприятие. Открылись другие какие-то ворота в жизнь.

Марина, ваши достижения? Чем вы гордитесь?
Горжусь я своими родителями. Их в живых сейчас нет. Мои родители были из рабочего класса, вечно заняты работой.
Их постоянное отсутствие дало плюс в том, что я стала самостоятельная. Когда видела, становилась ещё в школе самостоятельной, потому что родителям вечно было некогда, они работали. Приходилось прийти со школы и начинать что-то делать. Сначала, конечно, под великим руководством моей мамы. Уборка или ещё что-то, это ещё
в начальных классах было. Потом я уже поняла, что мне это было настолько интересно, пока родителей нет дома.
Я любила экспериментировать с кулинарией, со всем остальным. Вот это было для меня такое ценное время. Я могла, например, варить ириски, тогда уже со зрением плохо было. Но все равно опыт и желание никуда не деть! Ну и потом тоже, когда у меня зрение совсем исчезло.
Когда я окончательно потеряла зрение, мама всегда была рядом, чтобы как-то помочь справиться, научить. Отец меня очень любил. Огромное им спасибо, что родители меня любили. Всегда их тёплыми словами вспоминаю. Вот этим я горжусь.

Какие-то личные достижения у вас есть? Чем вы сами гордитесь?
Сейчас я, наверное, горжусь тем, что у меня есть желание помогать другим. Потому что передать свой опыт другому почему-то доставляет такое удовольствие. Когда ты можешь человека научить чему-то.
Я изначально тоже любила что-то новое изучать. Я очень любила рукоделие. Ещё когда видела, то любила раньше фотосъёмку. Еще в школьном возрасте я ходила на фотокружок и фотографировала. Мне очень нравилось, но сейчас, конечно, такой возможности нет. То есть, она есть, но настолько профессионально я уже не могу, потому что я экспозицию не вижу, не вижу той красоты, которую можно заметить глазами.
Я занимаюсь рукоделием, изучением компьютеров, бисероплетением. Играю на блокфлейте. Я горжусь тем, что у меня есть неиссякаемое желание получать от жизни что-то новое.

Бывает, что, когда человек приобретает инвалидность, он потухает, а вы настолько многогранны, у вас так много желаний. Это здорово!!! Вы умеете и можете обучить других, передаете свой опыт. Это очень ценно и важно!!!

Что для вас, значит коллектив, в котором вы работаете?
Я так люблю наш коллектив. Я всегда другим рассказываю, какой у нас коллектив, какая
у нас Галина Алексеевна. Она всегда каждого заметит, с каждым поговорит прямо как со своим другом. Я это всегда в пример ставлю.
Это семья наша. А у нас же в семье нельзя быть как-то разрозненно. Может, какие-то причины для споров бывают, но они касаются работы, все это решается. «Семья», это слово состоит из 2 слов: «семь» и «я». Похожи в чем-то, одинаковые.

Марина, огромное вам спасибо за ваши развернутые ответы!!!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх